Когда мы заходим в магазин, о его успешности и процветании мы судим не только по обилию и разнообразию товаров, качеству обслуживания посетителей и гибкости цен. Не менее важным и красноречивым фактором успеха является уровень комфортного микроклимата в торговых помещениях, поддерживаемый независимо от перепадов температур за окном.
Чтобы подобрать наилучший вариант отопительной системы, необходимо произвести точный расчет потерь тепла в холодное время года, учесть требования, которые имеются для помещений данного типа и данных размеров, и проанализировать преимущества и недостатки каждого способа отопления. При этом нужно помнить, что температура подсобного или складского помещения отличается от температуры, поддерживаемой в торговом зале, в котором, в свою очередь, есть зоны, которые нуждаются в дополнительном обогреве, - к ним относится, например, зона возле рабочего места кассира и другие участки зала, где находится большая часть обслуживающего персонала. Существует также ряд требований, касающихся влажности и состава воздуха, скорости воздушного теплообмена в помещении и других параметров, которые в настоящее время можно программировать.
Наиболее распространенным вариантом обогрева помещений торговых предприятий считается традиционная отопительная система – водяное отопление, при котором тепловая энергия поступает от конвекторов или радиаторов, расположенных вдоль всех основных стен торгового зала и снабженных автоматическими термореле. В этом случае рациональным решением станет устройство автономного режима обогрева подсобок и складов с помощью отдельных контуров отопления. В крупных торговых центрах отдельные помещения, такие как детские игровые комнаты, оснащаются дополнительно системой теплых полов. Отдельного внимания заслуживает входная зона: устройство теплого пола на ступеньках обеспечит защиту от обледенения, а установка конвекторов вдоль остекленных стен, выходящих на улицу, предотвратит их запотевание.
Воздушное отопление, выступающее в качестве дополнительного источника тепла к отоплению водяному и представленное чаще всего центральными кондиционерами модульного типа, позволяет не только поддерживать оптимальную температуру, но и очищать воздух, - исходя из этого и выбирают модели с необходимыми эксплуатационными характеристиками.
При этом способе поступающий извне свежий воздух нагревается, проходя через приточный воздуховод и смешиваясь с воздухом в помещении по принципу рециркуляции, обеспечивающей некоторую степень энергосбережения. В то же время загрязненный воздух вытесняется к решеткам вытяжки. Температура и объем поступающего и вытесняемого воздуха зависят от температуры в помещении.
Вторым способом воздушного отопления являются воздушные завесы, которые образуют мощную струю теплого воздуха, препятствующую проникновению холодного уличного воздуха. Однако воздушные завесы всегда выступают лишь дополнением к основной системе отопления.
При необходимости быстрый и точечный нагрев воздуха, например, в складских помещениях, возможен посредством использования тепловой пушки. Холодный воздух, проходя через вентилятор и нагревательные элементы прибора, становится горячим и смешивается с остальным воздухом в помещении. Для магазинов малой площади с этой целью особенно удобно использовать передвижные тепловые пушки, что даст более равномерное распределение теплого воздуха. Однако для просторных помещений подходят только мощные стационарные тепловентиляторы.
Третьим типом отопительных систем, используемых в торговых помещениях, является электрическое отопление, которое трудно назвать экономным, а потому оно подходит в основном для небольших магазинов и только при условии, что остальные варианты отопления применить невозможно. На сегодняшний день на рынке климатического оборудования имеется большой выбор электрических радиаторов и конвекторов любых габаритов и дизайна, но постепенно их вытесняет система электрического теплого пола, которая в состоянии создать ощущение комфорта при относительно низкой температуре помещения. Благодаря простоте монтажа нередко именно электрические теплые полы выбирают в качестве дополнительной системы отопления. Наиболее экономичным из перечисленных видов электрообогрева можно считать обогреватели с инфракрасным излучением, которые дают зонированный обогрев, что может быть практичным решением для больших торговых залов.
Как уже было сказано выше, выбор типа отопления и приборов, с помощью которых оно будет осуществляться, зависит прежде всего от параметров, потребностей и возможностей конкретного торгового помещения. Однако благодаря наличию самого широкого ассортимента на рынке отопительного оборудования каждый может подобрать оптимальный вариант, который улучшит микроклимат и увеличит эффективность работы персонала магазина, что в конечном счете положительно отразится на прибыльности всего предприятия.